Философия свинства

Памяти Бориса Стругацкого посвящается…

В №30 «Аргументов и фактов» за текущий 2010 год всю третью страницу за исключением небольшой рекламы «решения мужских проблем» занимает интервью знаменитого писателя Бориса Стругацкого под заголовком  «О дивный потребительский мир!»  В интервью затронуто несколько тем, а на первом месте  — главная, определяющая, глубоко философская тема  «О Мире потребления».  Напомнив писателю его же остро критическую повесть «Хищные вещи века» как раз про общество потребления, газетчик спрашивает про отличия теперешнего российского варианта такого общества от западного образца.  И слышит в ответ: «Не вижу ничего такого в западном обществе потребления, что не годилось бы для нас. Стремление достичь состояния, когда «весело и ни о чем не надо думать», представляется таким же общечеловеческим, как и желание дышать, есть или заниматься сексом».  На вопрос об утрате в таком варианте «развития» национального своеобразия следует утвердительный ответ без всякого сожаления.  Но на прямой вопрос: «Выходит, Вы – за Мир потребления? Который, по Вашему же выражению, «вечно чавкающая Свинья Жизни?»», отвечает почему-то: «Никогда и нигде не выступал я сторонником Мира потребления!  Я только утверждал, что из всех реально возможных, подчеркиваю: не из всех мыслимых, не из всех воображаемых и, конечно уж, не из всех желанных, а именно из реально возможных, Мир потребления является наиболее подходящим для жизни и наименее жестоким по отношению к своим обитателям».  Такая вот логика.  Мир потребления наилучший из реально возможных, но я не выступал его сторонником. У него много недостатков, но «одного плюса у него не отнимешь: он дает максимальную свободу выбора».

 Перечислим плюсы Мира потребления: наиболее подходящий для жизни, наименее жестокий и дает максимальную свободу выбора.  Первый плюс требует уточнения: для какой жизни? Ответ очевиден: для свинской.  Вообще говоря, такая оценка оскорбительна для свиней.  Эти животные совсем общечеловечески желают дышать, есть и заниматься сексом.  Но не могут стремиться к состоянию «весело и ни о чем не надо думать», поскольку способность думать не дана им господом богом.  Или природой, что более вероятно.  Для человека с претензиями (а у Стругацкого очевидны «философские» претензии) такого рода стремление еще более позорно.  По поводу минимальной жестокости тезис, вообще говоря, сомнителен.  Самый близкий нам пример — соотношение количества убийств в СССР и теперешней России, которая намного ближе к свинскому идеалу.  Да и по другим показателям вряд ли сколько-нибудь объективный наблюдатель скажет, что переход от социализма к обществу потребления привел к уменьшению уровня жестокости.  Как раз наоборот.  Последний плюс  — максимальная свобода выбора.  Для кого свобода?  Для тех, кто опустился ниже свинского уровня?  Зачем она им?  Уж раз выбрали свинство, ничего больше не нужно.  На самом деле смысл в свободе выбора для тех, кто вообразил себя «элитой».  Пусть, дескать, быдло чавкает, развлекается и ни о чем не думает.  При современном уровне технологии это не особенно дорого. Лишь бы к «нам» не предъявляли каких-то претензий.  А «мы», интеллектуальная и художественная элита, будем наслаждаться максимальной свободой выбора из всех реально возможных вариантов.  Насчет «реально возможных» в конкретной российской ситуации на самом деле вопрос непростой.  Да и сам апологет свинства настроен не слишком оптимистично.  «Жаль только  — жить в эту пору прекрасную (в данном случае стопроцентно свинскую) уж не придется ни мне, ни тебе».  И сама свобода выбора – даже для «элиты» – наверняка окажется иллюзией.  В свинском обществе и элита может быть только свинской.  Что иллюстрирует, в частности, эволюция бывшего высококлассного писателя от постановки серьезных нетривиальных проблем к примитивнейшей апологетике удобного свинства.  Свинский философ интересен не столько сам по себе, сколько четким, ярким, художественно выразительным описанием эволюции бывшей либеральной интеллигенции (точнее, того, что от нее осталось после 20 лет столь желанных ею рыночных реформ) от сколько-нибудь серьезных претензий в духовной сфере к «зияющим высотам» глубочайшего свинства. В высшей степени поучительная иллюстрация того, к чему ведет отречение от социализма тех, кто не лишен претензий выше свинского уровня.

5 Комментарии

  1. Несухляев :

    Мне вот интересно, как вы очканули и убрали статью о Сухляеве Игоре. https://theothertver.com/content/view/1689/19/
    Обещали «следить » за ситуацией с продажей федеральных памятниковв обход закона.Испужались «голубого ворижку»? :-*

  2. editor :

    информация не подтвердилась…

  3. Петров И. :

    А у нас горечиновники от Правительства все свинство Тверской области уничтожили, остался только Дмитрогорский свинокомплекс.

  4. MOGIDA :

    Сильны тверские чиновники! Однако ФИЛОСОФСКОЕ свинство даже им не по зубам!

Напишите комментарий без цензуры

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

css.php