Философия свинства.
В №30 «Аргументов и фактов» за текущий 2010 год всю третью страницу за исключением небольшой рекламы «решения мужских проблем» занимает интервью знаменитого писателя Бориса Стругацкого под заголовком «О дивный потребительский мир!»
Перечислим плюсы Мира потребления: наиболее подходящий для жизни, наименее жестокий и дает максимальную свободу выбора. Первый плюс требует уточнения: для какой жизни? Ответ очевиден: для свинской. Вообще говоря, такая оценка оскорбительна для свиней. Эти животные совсем общечеловечески желают дышать, есть и заниматься сексом. Но не могут стремиться к состоянию «весело и ни о чем не надо думать», поскольку способность думать не дана им господом богом. Или природой, что более вероятно. Для человека с претензиями (а у Стругацкого очевидны «философские» претензии) такого рода стремление еще более позорно. По поводу минимальной жестокости тезис, вообще говоря, сомнителен. Самый близкий нам пример — соотношение количества убийств в СССР и теперешней России, которая намного ближе к свинскому идеалу. Да и по другим показателям вряд ли сколько-нибудь объективный наблюдатель скажет, что переход от социализма к обществу потребления привел к уменьшению уровня жестокости. Как раз наоборот. Последний плюс — максимальная свобода выбора. Для кого свобода? Для тех, кто опустился ниже свинского уровня? Зачем она им? Уж раз выбрали свинство, ничего больше не нужно. На самом деле смысл в свободе выбора для тех, кто вообразил себя «элитой». Пусть, дескать, быдло чавкает, развлекается и ни о чем не думает. При современном уровне технологии это не особенно дорого. Лишь бы к «нам» не предъявляли каких-то претензий. А «мы», интеллектуальная и художественная элита, будем наслаждаться максимальной свободой выбора из всех реально возможных вариантов. Насчет «реально возможных» в конкретной российской ситуации на самом деле вопрос непростой. Да и сам апологет свинства настроен не слишком оптимистично. «Жаль только — жить в эту пору прекрасную (в данном случае стопроцентно свинскую) уж не придется ни мне, ни тебе». И сама свобода выбора – даже для «элиты» – наверняка окажется иллюзией. В свинском обществе и элита может быть только свинской. Что иллюстрирует, в частности, эволюция бывшего высококлассного писателя от постановки серьезных нетривиальных проблем к примитивнейшей апологетике удобного свинства. Свинский философ интересен не столько сам по себе, сколько четким, ярким, художественно выразительным описанием эволюции бывшей либеральной интеллигенции (точнее, того, что от нее осталось после 20 лет столь желанных ею рыночных реформ) от сколько-нибудь серьезных претензий в духовной сфере к «зияющим высотам» глубочайшего свинства. В высшей степени поучительная иллюстрация того, к чему ведет отречение от социализма тех, кто не лишен претензий выше свинского уровня.